Бодрствовать над своей душой

О важности общинной жизни, православном «дресс-коде», подготовке ко Святому Причастию и великому празднику Рождества. Епископ Уссурийский Иннокентий ответил на вопросы прихожан.

     Ваше Преосвященство, прежде, чем в 2012-м году вы стали настоятелем Успенского храма, вы окормляли сестер Марфо-Мариинской обители. Насколько изменилось в связи с этим теперь ваше служение?

   Конечно, оно стало другим. Когда я служил в монастыре, это было больше духовническое послушание. Надо было сестрам наставления давать о внутренних проблемах, о борьбе со страстями, часто приходилось исповедовать.  И хотя это было, как тогда казалось, сложно, но при этом благодатно, потому что когда общаешься с человеком напрямую, ты хотя и отдаёшь силы, с другой стороны, многое приобретаешь. А настоятель прихода, тем более в сане епископа – это уже более высокий уровень ответственности, прежде всего, за хозяйство, за всех остальных священников, за исполнение послушаний и задач, которые ставит нам Патриарх и Синод. Всё это надо в голове вмещать, обо всём этом думать, удерживать в себе все эти разные попечения. И, к сожалению, я для себя отмечаю, ушло что-то очень важное — некие тонкие межличностные отношения. Для меня это оказалось некоторой утратой. Хочется общаться с людьми, а основное время занимают какие-то административные вопросы, и к вечеру ты уже хочешь просто помолчать… Вот эта сложность – она неизбежно у всех возникает. И её удаётся преодолевать, когда ты служишь в храме. Это все знают архиереи, и об этом всем архиереям во время хиротонии говорит Святейший Патриарх: сила служения архиерея черпаться должна в служении Литургии, вообще в служении в храме.

     Что такое в понимании Церкви православная община? 

   Община – это союз верующих христиан, которые объединяются верой в храме и делами за пределами храма. Вот это община. Мы как раз сейчас говорим о важности созидания в приходах именно общинного строя жизни. Когда просто мы приходим в храм помолиться, и, помолившись, сразу разворачиваемся и уходим, может быть, лишь обмолвившись с кем-то двумя-тремя словами, — это ещё не община. Община начинается тогда, когда литургическое общение продолжается в наших добрых делах: служении милосердия, служении слова, если это катехизаторы, в какой-то просветительской деятельности и многом другом. Сегодня ведь у приходов очень широкие возможности совершать служение многообразное. Этому сопутствуют и внешние обстоятельства: есть желание общества, государства, чтобы церковь принимала участие в тех или иных духовно-нравственных процессах. Так что все дороги открыты. И важно понимать, что от каждого прихожанина зависит развитие общинного строя жизни. В том числе, кстати, и в том, чтобы человек чувствовал свою заботу о том, чтобы в храме было уютно, красиво, чисто, чтобы был порядок, чтобы человек мог себя там ощущать в духовном домашнем пространстве. А как человек может это почувствовать? Скажем, когда он как доброволец участвует в поддержании  благоустройства храма, чистоты, порядка, в разном другом попечении о храме.

     Теперь нет таких препятствий, как до 1917 года в России, когда считалось, что духовное сословие – это нечто особенное, а народ — это отдельно. Такое положение тогда, к сожалению, имело место. Мы сегодня стараемся от этого уходить. Потому очень хотелось бы, чтобы был отклик прихожан на наши инициативы. Например, мы на приходе сейчас говорим: братья и сестры, у нас есть служба милосердия, добровольцы нужны. Не может кто-то сам участвовать в том,  чтобы выезжать на кормление бездомных, но он может 500 рублей, например, в месяц, положить в предназначенную для этого церковную кружку – вот уже его дело будет в этом. Может, другим людям рассказать, что есть такая возможность, помогать людям малоимущим.

     У нас на приходе есть возможность просвещаться — через участие в катехизических занятиях. Есть занятия для тех, кто крестится. Кстати, на них могут приходить и те, кто давно уже покрестился, но чего-то может быть, не знает, не понял чего-то. Два занятия в неделю, в понедельник и в пятницу, могут помочь человеку правильно сориентироваться.

     Недавно начал действовать кинолекторий.  Каждый четверг можно прийти в трапезную храма, где на большом экране идёт просмотр документальных фильмов. Вроде бы, я могу такие фильмы найти в интернете и посмотреть в домашней обстановке, а здесь другое ощущение создаётся – общности, причастности. Человек уже пришёл в храм, здесь тебе рады, с тобой готовы разделить твоё одиночество, может быть даже горе. Придёшь, пообщаешься, может быть просто послушаешь других, — глядишь, Божья благодать и милость придёт на сердце, и ты о думках своих тяжелых забудешь, полегчает … Вот что такое общинная жизнь. Мы стараемся, хотели бы, чтобы это понимание – важности общинной жизни – как можно больше людей охватывало.

   В нашем приходе, как и во внешнем мире, всё больше заметен дефицит любви.

   Хорошо ли, что члены церкви, встречаясь в храме каждое воскресенье, не здороваются и даже как-то подчеркнуто холодны?

     Всё очень тесно связано: с одной стороны, наше литургическое служение и внехрамовое служение. Почему связано? Потому что если человек не будет участвовать в форме молитвенного делания, то по большому счету достигнуть доброты в отношения друг с другом, а в идеале – любви, будет очень сложно. Потому что этот дар, о котором мы говорим, – он Божий дар. И он постоянно должен поддерживаться Божьей милостью. Да, мы как люди всегда обременены какими-то заботами и невзгодами, которые налагают отпечаток на наше настроение, самочувствие. Очень легко потерять что-то такое, что позволяет нам быть во взаимных отношениях чуткими, это быстро теряется. А как это может быть восстановлено? Это может быть восстановлено двумя способами, о которых я говорил: участие в литургии и совместными делами. Вот тогда получается очень здорово, мы просто расцветаем. Вот тогда и улыбаться другим хочется, здороваться хотя бы благочестивым поклоном друг другу – ведь в храме лучше меньше говорить… Почему служение другому человеку позволяет нам внутри почувствовать себя счастливыми? Потому что ты чувствуешь, что ты кому-то нужен, для кого-то что-то хорошее делаешь, и этим ты обогащаешь сам себя, об этом в Евангелии Господь говорит многократно…

     Дефицит любви?.. Да, он наблюдается в наше время. К сожалению, мы должны понимать, что в Библии описаны такие времена, когда иссякнет любовь. Мы бы не хотели, чтобы мы дожили до этих времен, но процессы идут. К тому времени, когда Христос явится во второй раз, что он найдёт в человечестве – веру или, напротив, безверие? Так что это тоже нужно понимать каждому. Чтобы не оказаться захваченным врасплох, не оказаться в этой всеобщей струе эгоизма и потребительства, «ты — мне, я – тебе», вспомним призыв Христа о бодрствовании. Бодрствовать над самим собой, бодрствовать над своей душой. Господь ведь говорит: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть». В этой связи в церкви у человека есть много возможностей сохранять бодрствование. Вот, например, сейчас идёт Рождественский пост. Он в определенной степени обязывает христианина к стяжанию внимания к своей жизни, к своим поступкам, к своим делам, причём, ежедневного внимания. Заканчиваем день и вспоминаем: что мы за день сделали. Хорошо бы не столько хвалить себя, сколько укорять, почему не сделали, почему упустили, почему плода духовного не принесли? А начиная день, напоминать себе: какой духовный плод я могу себе сегодня принести. А плод какой может быть?  У ап. Павла написано: плод духа есть плод любви, благости, милосердия, кротости, воздержания, долготерпения. Вот они, плоды, к которым нужно стремиться. И когда мы этих плодов не приносим, а приносим какую-нибудь злобу, раздражение, гнев, и самим от этого горько, и теряем состояние благочестия.

   Нередко протестанты критикуют нашу Церковь за то, что она представляет собой не столько круг (circus), сколько иерархию, поскольку прихожане зачастую связаны между собой – кроме любви к Богу — только послушанием пастырям. Что бы вы могли им ответить?

     Мне кажется, это вопрос информирования о делах церкви. На мой взгляд, самой церкви надо перестроиться в том плане, чтобы подавать информацию о рядовых её членах, как они участвуют в жизни церкви. Хотя, что касается выступлений с какой-то официальной, церковной позицией никто другой, кроме священников и архиереев не может её заявлять. Но мне кажется, и об этом недавно говорил Святейший Патриарх на съезде православных журналистов «Вера и слово», что ценность православной журналистики должна состоять в том, чтобы не только о новостях рассказывать – они быстро устаревают, — сколько о людях и смыслах. Люди церкви — это не только архиереи и священники, это все мы, кто в церкви себя чувствует дома. Мы сегодня живём в таком пространстве, когда информация и коммуникация имеет очень большое значение. Кстати говоря, вот мы сейчас беседуем и предполагаем, что наша беседа станет доступна посетителям социальной сети, —  как бы мы не ругали социальные сети, но они позволяют в какой-то степени  в с е м  членам общины заявить о себе, о своих делах, своём участии в жизни церкви. Мне кажется, это один из тех способов, которые нам позволяют судить о том, что такое церковь.

   У нас возле иконной лавки стоит штендер, убеждающий входящих в храм соблюдать правила, в частности, форму одежды. Однако многие не считают нужным это исполнять – возможно, потому что не понимают этого требования. Почему вообще следует соблюдать «церковный дресс-код» и как правильно реагировать на его нарушения?

     Мы сейчас, конечно, далеки от того благочестия, которое было в России 16 века. Нам сложно понять те глубинные мотивы, которыми руководствовались наши предки, когда в одежде было всё так красиво, благообразно, по порядку: у женщин платочки, мужчины в храме справа стоят, женщины с другой стороны. Всё-таки мир человека средних веков был более упорядоченным. Тем не менее сегодня многие считают, что нужно поддерживать связь с нашей благочестивой традицией предков насколько это возможно. Отношение Церкви к таким внешним формам являет какой-то знак, символ, какой-то сигнал. Святой апостол Павел в одном из своих посланий говорит о том, что муж есть образ Божий, он молится не покрывая головы, а жена – с покрытой головой, как знак для ангела, что она несет послушание мужу. В нравственном смысле одеяние на голове для жены – знак её послушания, знак смирения.

     А за желанием надеть в церковь короткую юбку, за всем этим вот модничаньем может скрываться какая-то глубинная червоточина. Это может быть вызвано желанием нравиться, кого-то прельщать, выглядеть с какой-то такой стороны, чтобы с мужчинами встречаться. Церковь же хочет, чтобы женщина ощущала себя драгоценным духовным сосудом. Потому что ценность женщины в церкви в том, что она украшается внутренними качествами своей души, «не внешним плетением волос» (это слова ап. Павла), не драгоценными жемчужинами на голове, а внутренними сокровищами сердца своего». Вот этим дорога будет для любого мужчины жена.

     Но, если мы видим, что женщине не вполне уютно поддерживать внешний обряд, то каким-то образом «грузить» ее, заставлять надевать – это неправильно, этого делать не нужно. Человек сам должен к этому прийти. Не придёт? – ну, ладно, мы его потерпим. Юбки — это не принципиально, это второстепенное дело в жизни церкви.  И не нужно в храме устраивать какие-то «разборки». Есть более важные вещи: вера, догматы… Если поведение граничит с кощунством, богохульством, — в таких случаях реакция наша должна быть твёрдой и понятной. Конечно, совершенно недопустимо, если в храм зайдёт человек полуголый, в купальном костюме или в шортах. Наверное, в таком случае дежурный по храму имеет право сделать достаточно твёрдое предложение человеку выйти из храма и привести свою одежду в нормальный вид. Подойти женщине с непокрытой головой к Причастию – тоже вряд ли допустимо. В русской традиции так не принято. Человек не должен не только себя ставить в неловкое положение, но и другого, кто смутится таким поведением. Следует просто согласиться с тем, что такой порядок. Давайте мы этот порядок будем соблюдать.

    Забыла женщина надеть длинную юбку или ей неуютно в ней, а на голове вместо платка капюшон? Давайте помолимся о ней. Человек пришёл в храм и мы не знаем до конца глубинных причин, что именно в это время его привело сюда. Мы своим неловким замечанием, может быть, даже из простодушия, можем поставить человека в такое состояние, что он больше в храм не придёт. Да, у нас возле входа в храм стоит штендер с правилами поведения. Думаю, что все же для впервые приходящих людей написанная там информация помогает сориентироваться…

     Не кажется ли вам, что вот так же, из уважения к человеческому выбору, постепенно, по капле, происходила секуляризация? Так случилось на Западе, в католической церкви. Все мы знаем, к чему это привело…

     Тут я с вами соглашусь отчасти. Духовные опасности нас во многих случаях подстерегают, потому что «диавол ходит повсюду, как лев, ища, кого можно совратить». Секуляризация начинается  с внутреннего охлаждения к исполнению заповедей Божиих, с нашего окаменения сердечного.

     Итак, одна опасность здесь – это формализм и фарисейство, буквоедство, примерно такое: женщины все в платках под подбородок, мужчины все с длинными бородами, как требует библейская традиция и древние благочестивые правила православного уклада. Это может стать фарисейством, когда за внешней формой скрывается злоба, гордость, напыщенность такая…. А другая опасность для мирянина – полное пренебрежение к внешнему поведению. Мол, у меня вера в душе, зачем эти каноны, зачем церковь? Такое рассуждение и небрежение к опыту, к преданию Церкви легко приведет к разрушению вначале нравственных норм, а затем и самой веры в Бога. Потому что внешняя жизнь человека, пока он еще в теле, во плоти, связана с внутренним состоянием. Внешнее поведение помогает упорядочить наш часто рассеянный ум, собраться ему помогает…  Следовательно, нужно всегда находить какую-то грамотную, мудрую, золотую середину. Всё приходит с опытом или по совету духовника, или от святых отцов. Учить, наставлять духовный пастырь обязан, но он обязан и понимать, что Бог в отношении человека долготерпелив. Вот это долготерпение, это постоянное научение сопровождает нашу жизнь. Мы учили и будем учить, что раз мы живем в нашей Русской Православной Церкви, то будем ее любить и прислушиваться к ее опыту.

     Три покаянных канона ко Причастию — как известно, это правило было введено в период охлаждения, когда люди причащались по 2-3 раза в год. Обязательно ли его читать тем, кто регулярно причащается?

     В прошлом году была целая дискуссия по поводу того, какие должны быть правила подготовки к причастию. Межсоборное присутствие разработало особый проект документа. Дискуссия прошла в приходах, в епархиях, но документ, как мы поняли во время дискуссии, сейчас пока не принят. Видимо, требуется какое-то осмысление, потому что есть совершенно противоположные точки зрения. Одни справедливо говорят, что необходимо каждый раз перед причастием строго поститься, строго вычитывать правила. Другие вполне обоснованно говорят, что если человек ведёт церковный образ жизни, регулярно читает молитвенные правила и соблюдает посты в среду и пятницу, то не лучше ли было бы ему, по благословению духовника, вести умеренный молитвенный режим,  в силу занятости или чего прочего. Готовиться к причастию в особом порядке, чтобы чаще причащаться, чтобы не испытывать угрызений совести, что надо сделать то-то и то-то, а мне не хватает времени, хотя я хочу чаще причащаться. И здесь есть у разных духовников разные точки зрения, поэтому пока эта дискуссия ещё продолжается. Но я думаю, она близка к завершению.  Конечно, если человек приходит в храм раз в три месяца, раз в полгода или раз в год, то такому человеку нужно молитвенно потрудиться, т.е. для него подготовка ко Причастию становится той внешней дисциплиной, которая способствует внутреннему возрастанию, настрою души. Как чинится музыкальный инструмент, когда он пришёл в расстройство?  Приходит настройщик и начинает его «слушать». Так и душа, если мы по какой-либо причине, часто неуважительной, забыли, как молиться, забыли, что нужно читать Священное писание – вот как раз подготовка к Причастию для редко причащающихся и даёт возможность настроить себя правильно.

     Владыка, скоро нас ожидает великий праздник Рождества. Как готовится храм и приход к предстоящему празднику?

     По сложившейся традиции приход заботится о чистоте храма. Будем мыть, красить. Составляем проект цветочного украшения иконостаса. Конечно, приход готовится к празднику, осознавая, что мы хотим кому-то подарить радость на Рождество: пожилым людям, детям, больным. Есть такой проект в сестричестве милосердия. Приглашаем принять в этом участие. Дети из нашей воскресной группы готовят концерт. Миссионерский отдел приготовил на раздачу специальные буклеты к святкам. Приглашаем  всех на рождественский концерт в Оперный театр 13 января, где будет выступать епархиальный хор вместе с оркестром. Ну и конечно центральное событие праздничное – это торжественное богослужение, ждем его особо. Ночная служба – особое молитвенное время.

Спаси Господи, владыка, за беседу!

посещения (113)